Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
Ц Ц Ц
Показывать изображения
Голосовой помощник
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
Ц Ц Ц
Показывать изображения
Голосовой помощник
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
11 июня 2024
Обновлено: 11 июня 2024

Как правильно составить бизнес-план в Казахстане: примеры и пошаговая инструкция

Чтобы выиграть грант, оформить кредит в банке или получить земельный участок для ведения своего бизнеса, начинающему предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план. Однако этот документ нужен и самому бизнесмену: он помогает понять, как эффективно вести бизнес, минимизировать издержки и выйти на ожидаемую прибыль.

Как правильно составить бизнес-план с нуля в Казахстане? Обычно схема включает несколько разделов. Рассмотрим каждый из них детально и приведем примеры.

Резюме

Резюме в рамках бизнес-плана для малого бизнеса напоминает резюме специалиста при поиске работы: в этом блоке кратко описывают свою компанию – направление деятельности, цели, перспективы, сроки, которые отведены для выхода на нужную доходность, вложения.

Регистрация ИП онлайн

Начните бизнес легко

Одна из целей резюме – убедить инвестора не только в том, что ваш проект важен и социально значим, но и в том, что он будет успешен. Иными словами, ваша идея принесет доход, а значит, окупит инвестиции. Поэтому, если ваша бизнес-идея позволяет решить важные социальные проблемы (например, интеграция людей с ограниченными возможностями, доставка продуктов пенсионерам, помощь детям с особенностями развития и др.), на этом нужно сделать акцент.

Особенность раздела заключается в том, что он идет первым, но формулируется последним – после того, как готов весь бизнес-план. Можно сказать, что резюме – это краткое содержание всей вашей бизнес-идеи.

Обычно в резюме указывают название компании, тип услуг, количество работников в штате, доходы и расходы в месяц, сроки окупаемости и др.

Суть вопроса: описание деятельности

В этом блоке важно детально описать товары, которые вы планируете производить, или услуги, которые будете оказывать. Необходимо подчеркнуть, чем дело, которым вы собираетесь заняться, отличается от конкурентов, в чем уникальность вашей идеи, ее польза.

Расскажите о миссии своего бизнеса, его целях и целевой аудитории. Сориентируйте потенциального инвестора, как будет развиваться ваша идея, как вы планируете увеличить прибыль через определенный промежуток времени, хотите ли масштабировать бизнес в будущем.

Предположим, вы составляете бизнес-план для открытия студии массажа. Образец с расчетами может выглядеть так:

  • Стоимость сеанса (1 час) – 7 тыс. тенге.
  • Число клиентов в день – 5 человек.
  • Целевая аудитория – женщины от 30 до 45 лет, у которых сидячая работа в офисе, и мужчины от 25 до 40 лет, которые активно занимаются спортом.
  • Планы – через полгода дополнительно нанять специалиста, расширить клиентскую базу, через год открыть еще одну студию.

А это выгодно? Анализ рынка

Этот раздел позволит потенциальному инвестору понять, получит ли он выгоду, если вложится в вашу бизнес-идею, насколько рискованно инвестировать в выбранную вами сферу деятельности.

Анализ нужно провести сразу по двум фронтам. Во-первых, изучить весь рынок, а во-вторых, детально присмотреться к выбранной сфере. Например, если это массаж, то важно понять, востребована ли эта услуга на рынке оздоровительных услуг, сколько конкурентов работает в данной нише, чем вы можете от них «отстроиться» (акционные предложения, уникальность массажных программ, более доступные цены и др.).

Например, вы можете не только выполнять оздоровительный и лечебный массаж, но также предлагать клиентам антицеллюлитные комплексы, программы по уходу за лицом (массаж гуаша и др.). Кстати, со временем перечень оказываемых услуг легко расширить СПА-программами для тела, косметическими процедурами.

Как люди узнают о моем бизнесе? Маркетинговая стратегия

Следующий момент, который важно продумать, – это маркетинговая стратегия, то есть стратегия продвижения товара или услуги. Важно учесть следующие моменты:

  • Потребительские тренды. Например, массаж, посещение психолога, СПА-процедуры, косметологические процедуры рассматриваются сегодня не как «роскошь», а как элемент ежедневной заботы о себе, которая сейчас на пике популярности.
  • Сезонность. Если вы решили продавать обогреватели, то делать это нужно в конце лета и начале осени – в разгар летнего сезона спрос на такое оборудование низкий.
  • Способы продажи. Это могут быть личные встречи с клиентами и демонстрации товаров, сайт, аккаунт в соцсетях, баннерная реклама, сарафанное радио и др.
  • Способы привлечения внимания клиентов – скидки, карты лояльности, акции, розыгрыши в соцсетях и др.

Кстати, сегодня бизнес активно продвигается через соцсети, поэтому такой канал игнорировать не стоит. Напротив, выберите платформы, которые популярны у вашей целевой аудитории, продумайте, какой контент будете публиковать и как часто.

Что нужно, чтобы произвести товар? Производственный план

Невозможно самостоятельно правильно создать бизнес-план и не учесть производственный план – этот пункт обязателен в любом образце. Что это такое?

ИП по упрощёнке в 2024 году
Какой бизнес можно открыть в 2024 году?
Как открыть пункт выдачи заказов?
Как начать бизнес с Китаем с нуля?

Производственный план позволяет учесть все, что нужно для производства товара или оказания услуги:

  • Здание или помещение с четким указанием его характеристик (этаж, площадь, наличие отдельного входа, коммуникации).
  • Оборудование. От используемого оборудования зависит успех деятельности.
  • Транспорт. Например, для доставки цветов или фермерских продуктов вам потребуется личный автомобиль.
  • Персонал. Возможно, вам понадобится секретарь или сотрудник на ресепшен, который будет отвечать на звонки, специалист по обработке и отправке заказов в интернет-магазине и др.
  • Средства коммуникации – в первую очередь надежное и быстрое интернет-соединение.

Все это также потребует финансовых вложений – такие траты обязательно нужно учитывать в бизнес-плане.

Например, вы хотите открыть небольшую уютную кофейню. Вам понадобится помещение площадью от 30 м2, кофемашина, столы и диваны, барная стойка и барные стулья, небольшой холодильник-витрина для размещения готовых десертов, гриль для приготовления сэндвичей и др. Помещение должно быть оборудовано системами вентиляции и иными коммуникациями, иметь отдельный вход, располагаться в месте с высокой проходимостью.

Все по полочкам: организационный план

В этом блоке бизнес-плана следует рассмотреть все организационные вопросы: организационно-правовая форма вашего бизнеса (ИП, ТОО и др.), расписание работы (с какого и до какого времени, сколько дней в неделю). Возможно, для развития вашего дела нужно нанять специалистов: какое образование и опыт у них должны быть, какой возраст сотрудников рассматривается, какие обязанности у них будут.

Онлайн-открытие счёта для бизнеса

Используйте доступные возможности
в несколько кликов

Денежный вопрос: финансовый план

В этом блоке отражают все, что касается финансов. Это прибыль, расходы и доходы, налоги, дополнительные траты, издержки. Точный учет всех параметров позволит понять, сколько денег вам нужно на открытие бизнеса, как скоро вы сможете окупить вложения.

Например, при открытии кофейни у вас будут как единоразовые, так и регулярные и периодические расходы. К единоразовым расходам относят покупку мебели и техники, к регулярным – приобретение кофе, молока, продуктов, к периодическим – покупку посуды, полотенец и др. Учтите также стоимость аренды, коммунальные платежи, расходы на рекламу, зарплату наемным работникам, оплату интернета, мобильной связи и др.

В раздел «Прибыль» внесите данные о том, сколько сможете получить за месяц, полгода или год. Здесь важно учесть стоимость товаров и услуг, предполагаемое количество заказов, размер среднего чека.

Предвидеть непредвиденное: риски

При открытии любого бизнеса есть риски. Их делят на две группы:

  1. Систематические риски не зависят от предпринимателя, то есть повлиять на них он не может. В эту группу попадают экономические кризисы, катастрофы и природные бедствия, которые мешают нормальной работе вашего бизнеса, политические события.
  1. Несистематические риски бизнесмен может предвидеть и повлиять на них. Так, важно продумать, что вы будете делать, если сроки окупаемости затянутся или вы не сможете выполнять намеченный план продаж. Например, в вашем массажном кабинете отключили воду или свет – принимать клиентов не получится. Или у вас сломалась машина – и вы не способны вовремя доставить заказы.

Составляем бизнес-план – офлайн или онлайн?

Разработать бизнес-план можно «по старинке» – на бумаге. Правда, придется заложить время на написание черновиков – это важно, чтобы не упустить ничего значимого в финальной версии документа.

Если вам требуется квалифицированная помощь, можно обратиться в Центр обслуживания предпринимателей НПП «Атамекен». Начинающие бизнесмены могут один раз воспользоваться бесплатной услугой по составлению бизнес-плана. Причем вы также сможете проконсультироваться с юристами, бухгалтерами и налоговыми инспекторами.

Более продвинутый вариант – оказание услуги онлайн. Можно обратиться в специализированную компанию: ее специалисты учтут все ваши пожелания, особенности сферы деятельности, сложность проекта.

Если вы претендуете на грант от государства, то можете составить бизнес-план онлайн на сайте Kezekte.kz. Следуйте инструкции, заполняйте блоки, прикрепляйте документы – система сформирует готовый план автоматически. Кстати, этот документ будет сразу же прикреплен к заявке на грант.

Правильно составленный бизнес-план не только поможет заинтересовать инвестора и привлечь финансирование. Он позволит визуализировать бизнес-идею, предусмотреть подводные камни, оценить потенциальные риски. Все это необходимо для эффективной, стабильной работы, получения прибыли – иными словами, для успеха вашего предприятия.

Автор
Асель Жумабаева
Вам может понравиться
С 2024 года в Казахстане проводится всеобщее декларирование: что это и кого касается?

Новый 2024 год принёс владельцам бизнеса в РК очередные изменения: например, с 1 января
индивидуальные предприниматели и юрлица должны пройти всеобщее декларирование доходов. Это своеобразная перепись активов бизнеса, которая распространяется на предпринимателей вне зависимости от сферы деятельности. Так, сдача декларации по форме 250 предстоит как кондитерам и владельцам небольших магазинов, так и руководителям крупных предприятий.

ИП по упрощёнке в 2024 году
Какой бизнес можно открыть в 2024 году?
Как открыть банковский счёт для ИП

Итак, вы зарегистрировались как индивидуальный предприниматель. Следующим шагом будет открытие расчётного счёта в банке. Это необходимо для легального ведения бизнеса в РК.

Швейный бизнес: от мечты к цели. История Гульмиры Айтымбетовой – основательницы компании GUITEX

В середине марта Банк ЦентрКредит запустил цикл интервью, герои которых – казахстанские предприниматели. Героиней первого интервью стала Гульмира Айтымбетова. Ее история вдохновляет: предпринимательница прошла непростой путь от ателье на съемной квартире до собственного бизнеса, среди клиентов которого – крупнейшие казахстанские и международные компании. В их числе – сеть люксовых отелей The Ritz-Carlton, Шымкентский пивоваренный завод, сеть супермаркетов SMALL, гостиница «Казахстан».

Сегодня компания GUITEX – является одной из самых крупных в стране по пошиву корпоративной одежды. У нее более 100 постоянных клиентов-организаций, а объем производства достигает 60 миллионов тенге.

Онлайн-бухгалтерия: что это и какие преимущества даёт?

Для начинающих ИП бухгалтерия – непростая задача: предпринимателей пугает возможность ошибиться, сделать что-то не так, что в итоге приведёт к штрафам и проблемам. Заманчивой альтернативой может стать передача бухгалтерских задач на аутсорсинг, однако сторонний бухгалтер зачастую попросту не по карману начинающим бизнесменам.

Но бухгалтерию можно вести самостоятельно – правильно, эффективно, без рисков. Как это сделать? Один из современных вариантов – онлайн-бухгалтерия.

Как начать бизнес с Китаем с нуля?

Сегодня отношение к фразе made in China кардинально изменилось. Во-первых, в КНР производят высококачественные товары. Во-вторых, на местных фабриках изготавливается практически всё – от украшений и брендовой одежды до бытовой техники и оборудования для промышленности. Не удивительно, что Китай становится всё более привлекательным направлением для тех, кто только открывает бизнес или хочет развивать существующее дело.

Поиск по сайту
Мы используем файлы cookies
Мы используем cookies для улучшения функциональности сайта и вашего пользовательского опыта
Назад
Настройка файлов cookies
Мы используем cookies для улучшения функциональности сайта и вашего пользовательского опыта
Обязательные файлы cookies
Всегда активны
Эти файлы Cookies не собирают информацию о вас, которая могла бы быть использована в маркетинговых целях, и не запоминают, когда вы были в Интернете. Вы можете отключить эти файлы Cookies, изменив настройки вашего браузера, но это может повлиять на работу нашего веб-сайта при взаимодействии с нашим сайтом.
Необязательные файлы cookies
Файлы cookie аналитики: помогают улучшить пользовательский опыт и гарантировать, что любая предоставленная вам информация соответствует вашим интересам и предпочтениям. Файлы Cookies собирают информацию таким образом, чтобы никто не был прямо идентифицирован