Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
Ц Ц Ц
Показывать изображения
Голосовой помощник
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
Ц Ц Ц
Показывать изображения
Голосовой помощник
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
Лента журнала
11 июня 2024
Обновлено: 4 октября 2024

Как правильно составить бизнес-план в Казахстане: примеры и пошаговая инструкция

Чтобы выиграть грант, оформить кредит в банке или получить земельный участок для ведения своего бизнеса, начинающему предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план. Однако этот документ нужен и самому бизнесмену: он помогает понять, как эффективно вести бизнес, минимизировать издержки и выйти на ожидаемую прибыль.

Как правильно составить бизнес-план с нуля в Казахстане? Обычно схема включает несколько разделов. Рассмотрим каждый из них детально и приведем примеры.

Резюме

Резюме в рамках бизнес-плана для малого бизнеса напоминает резюме специалиста при поиске работы: в этом блоке кратко описывают свою компанию – направление деятельности, цели, перспективы, сроки, которые отведены для выхода на нужную доходность, вложения.

Регистрация ИП онлайн за 0 ₸

Начните бизнес легко

Одна из целей резюме – убедить инвестора не только в том, что ваш проект важен и социально значим, но и в том, что он будет успешен. Иными словами, ваша идея принесет доход, а значит, окупит инвестиции. Поэтому, если ваша бизнес-идея позволяет решить важные социальные проблемы (например, интеграция людей с ограниченными возможностями, доставка продуктов пенсионерам, помощь детям с особенностями развития и др.), на этом нужно сделать акцент.

Особенность раздела заключается в том, что он идет первым, но формулируется последним – после того, как готов весь бизнес-план. Можно сказать, что резюме – это краткое содержание всей вашей бизнес-идеи.

Обычно в резюме указывают название компании, тип услуг, количество работников в штате, доходы и расходы в месяц, сроки окупаемости и др.

Суть вопроса: описание деятельности

В этом блоке важно детально описать товары, которые вы планируете производить, или услуги, которые будете оказывать. Необходимо подчеркнуть, чем дело, которым вы собираетесь заняться, отличается от конкурентов, в чем уникальность вашей идеи, ее польза.

Расскажите о миссии своего бизнеса, его целях и целевой аудитории. Сориентируйте потенциального инвестора, как будет развиваться ваша идея, как вы планируете увеличить прибыль через определенный промежуток времени, хотите ли масштабировать бизнес в будущем.

Предположим, вы составляете бизнес-план для открытия студии массажа. Образец с расчетами может выглядеть так:

  • Стоимость сеанса (1 час) – 7 тыс. тенге.
  • Число клиентов в день – 5 человек.
  • Целевая аудитория – женщины от 30 до 45 лет, у которых сидячая работа в офисе, и мужчины от 25 до 40 лет, которые активно занимаются спортом.
  • Планы – через полгода дополнительно нанять специалиста, расширить клиентскую базу, через год открыть еще одну студию.

А это выгодно? Анализ рынка

Этот раздел позволит потенциальному инвестору понять, получит ли он выгоду, если вложится в вашу бизнес-идею, насколько рискованно инвестировать в выбранную вами сферу деятельности.

Анализ нужно провести сразу по двум фронтам. Во-первых, изучить весь рынок, а во-вторых, детально присмотреться к выбранной сфере. Например, если это массаж, то важно понять, востребована ли эта услуга на рынке оздоровительных услуг, сколько конкурентов работает в данной нише, чем вы можете от них «отстроиться» (акционные предложения, уникальность массажных программ, более доступные цены и др.).

Например, вы можете не только выполнять оздоровительный и лечебный массаж, но также предлагать клиентам антицеллюлитные комплексы, программы по уходу за лицом (массаж гуаша и др.). Кстати, со временем перечень оказываемых услуг легко расширить СПА-программами для тела, косметическими процедурами.

Как люди узнают о моем бизнесе? Маркетинговая стратегия

Следующий момент, который важно продумать, – это маркетинговая стратегия, то есть стратегия продвижения товара или услуги. Важно учесть следующие моменты:

  • Потребительские тренды. Например, массаж, посещение психолога, СПА-процедуры, косметологические процедуры рассматриваются сегодня не как «роскошь», а как элемент ежедневной заботы о себе, которая сейчас на пике популярности.
  • Сезонность. Если вы решили продавать обогреватели, то делать это нужно в конце лета и начале осени – в разгар летнего сезона спрос на такое оборудование низкий.
  • Способы продажи. Это могут быть личные встречи с клиентами и демонстрации товаров, сайт, аккаунт в соцсетях, баннерная реклама, сарафанное радио и др.
  • Способы привлечения внимания клиентов – скидки, карты лояльности, акции, розыгрыши в соцсетях и др.

Кстати, сегодня бизнес активно продвигается через соцсети, поэтому такой канал игнорировать не стоит. Напротив, выберите платформы, которые популярны у вашей целевой аудитории, продумайте, какой контент будете публиковать и как часто.

Что нужно, чтобы произвести товар? Производственный план

Невозможно самостоятельно правильно создать бизнес-план и не учесть производственный план – этот пункт обязателен в любом образце. Что это такое?

ИП по упрощёнке в 2024 году
Какой бизнес можно открыть в 2024 году?
Как открыть пункт выдачи заказов?
Как начать бизнес с Китаем с нуля?

Производственный план позволяет учесть все, что нужно для производства товара или оказания услуги:

  • Здание или помещение с четким указанием его характеристик (этаж, площадь, наличие отдельного входа, коммуникации).
  • Оборудование. От используемого оборудования зависит успех деятельности.
  • Транспорт. Например, для доставки цветов или фермерских продуктов вам потребуется личный автомобиль.
  • Персонал. Возможно, вам понадобится секретарь или сотрудник на ресепшен, который будет отвечать на звонки, специалист по обработке и отправке заказов в интернет-магазине и др.
  • Средства коммуникации – в первую очередь надежное и быстрое интернет-соединение.

Все это также потребует финансовых вложений – такие траты обязательно нужно учитывать в бизнес-плане.

Например, вы хотите открыть небольшую уютную кофейню. Вам понадобится помещение площадью от 30 м2, кофемашина, столы и диваны, барная стойка и барные стулья, небольшой холодильник-витрина для размещения готовых десертов, гриль для приготовления сэндвичей и др. Помещение должно быть оборудовано системами вентиляции и иными коммуникациями, иметь отдельный вход, располагаться в месте с высокой проходимостью.

Все по полочкам: организационный план

В этом блоке бизнес-плана следует рассмотреть все организационные вопросы: организационно-правовая форма вашего бизнеса (ИП, ТОО и др.), расписание работы (с какого и до какого времени, сколько дней в неделю). Возможно, для развития вашего дела нужно нанять специалистов: какое образование и опыт у них должны быть, какой возраст сотрудников рассматривается, какие обязанности у них будут.

Онлайн-открытие счёта для бизнеса

Используйте доступные возможности
в несколько кликов

Денежный вопрос: финансовый план

В этом блоке отражают все, что касается финансов. Это прибыль, расходы и доходы, налоги, дополнительные траты, издержки. Точный учет всех параметров позволит понять, сколько денег вам нужно на открытие бизнеса, как скоро вы сможете окупить вложения.

Например, при открытии кофейни у вас будут как единоразовые, так и регулярные и периодические расходы. К единоразовым расходам относят покупку мебели и техники, к регулярным – приобретение кофе, молока, продуктов, к периодическим – покупку посуды, полотенец и др. Учтите также стоимость аренды, коммунальные платежи, расходы на рекламу, зарплату наемным работникам, оплату интернета, мобильной связи и др.

В раздел «Прибыль» внесите данные о том, сколько сможете получить за месяц, полгода или год. Здесь важно учесть стоимость товаров и услуг, предполагаемое количество заказов, размер среднего чека.

Предвидеть непредвиденное: риски

При открытии любого бизнеса есть риски. Их делят на две группы:

  1. Систематические риски не зависят от предпринимателя, то есть повлиять на них он не может. В эту группу попадают экономические кризисы, катастрофы и природные бедствия, которые мешают нормальной работе вашего бизнеса, политические события.
  1. Несистематические риски бизнесмен может предвидеть и повлиять на них. Так, важно продумать, что вы будете делать, если сроки окупаемости затянутся или вы не сможете выполнять намеченный план продаж. Например, в вашем массажном кабинете отключили воду или свет – принимать клиентов не получится. Или у вас сломалась машина – и вы не способны вовремя доставить заказы.

Составляем бизнес-план – офлайн или онлайн?

Разработать бизнес-план можно «по старинке» – на бумаге. Правда, придется заложить время на написание черновиков – это важно, чтобы не упустить ничего значимого в финальной версии документа.

Если вам требуется квалифицированная помощь, можно обратиться в Центр обслуживания предпринимателей НПП «Атамекен». Начинающие бизнесмены могут один раз воспользоваться бесплатной услугой по составлению бизнес-плана. Причем вы также сможете проконсультироваться с юристами, бухгалтерами и налоговыми инспекторами.

Более продвинутый вариант – оказание услуги онлайн. Можно обратиться в специализированную компанию: ее специалисты учтут все ваши пожелания, особенности сферы деятельности, сложность проекта.

Если вы претендуете на грант от государства, то можете составить бизнес-план онлайн на сайте Kezekte.kz. Следуйте инструкции, заполняйте блоки, прикрепляйте документы – система сформирует готовый план автоматически. Кстати, этот документ будет сразу же прикреплен к заявке на грант.

Правильно составленный бизнес-план не только поможет заинтересовать инвестора и привлечь финансирование. Он позволит визуализировать бизнес-идею, предусмотреть подводные камни, оценить потенциальные риски. Все это необходимо для эффективной, стабильной работы, получения прибыли – иными словами, для успеха вашего предприятия.

Автор
Асель Жумабаева
Вам может понравиться
Лента журнала
Инкассация денежных средств: что это такое и зачем она нужна

Бизнес, который работает с наличными деньгами, регулярно сталкивается с необходимостью их доставки в банк. Однако транспортировка крупных сумм попросту небезопасна – гарантировать сохранность перевозимых средств помогут инкассаторские услуги.

Лента журнала
Счет эскроу: что это такое и для чего нужен?

При заключении сделок, которые сопряжены с финансовыми рисками (например, покупка квартиры в рамках долевого строительства), используют счет эскроу. Он призван защитить интересы сторон в форс-мажорных обстоятельствах, сохранить деньги и снизить вероятность злоупотреблений участниками сделки. Эскроу может открыть как физическое, так и юридическое лицо, ИП.

Лента журнала
Как можно использовать кредитную карту с максимальной выгодой: 5 лайфхаков

Можно долго обсуждать плюсы и минусы кредитной карты, но очевиден факт, что c ней вы сможете покупать нужные вещи даже в ситуациях, когда собственные средства на них выделить не получается.

Поиск по сайту
Мы используем файлы cookies
Мы используем cookies для улучшения функциональности сайта и вашего пользовательского опыта
Назад
Настройка файлов cookies
Мы используем cookies для улучшения функциональности сайта и вашего пользовательского опыта
Обязательные файлы cookies
Всегда активны
Эти файлы Cookies не собирают информацию о вас, которая могла бы быть использована в маркетинговых целях, и не запоминают, когда вы были в Интернете. Вы можете отключить эти файлы Cookies, изменив настройки вашего браузера, но это может повлиять на работу нашего веб-сайта при взаимодействии с нашим сайтом.
Необязательные файлы cookies
Файлы cookie аналитики: помогают улучшить пользовательский опыт и гарантировать, что любая предоставленная вам информация соответствует вашим интересам и предпочтениям. Файлы Cookies собирают информацию таким образом, чтобы никто не был прямо идентифицирован