С 2018 года в РК реализуется программа «Экономика простых вещей». А в 2023 году в неё был внесён пятый пакет поправок, который стал результатом тесного взаимодействия правительства с бизнес-сообществом.
Программа – свидетельство адаптации страны к новым внешнеэкономическим условиям. Вместо того чтобы закупать зарубежные товары, правительство сконцентрировалось на создании условий для развития местного бизнеса и производства отечественной продукции. Для этой цели было выделено 600 миллиардов тенге. Кстати, программа ставит перед собой весьма амбициозные задачи: снизить долю импорта на 15% и увеличить выпуск собственной продукции на 20%.
Программа «Экономика простых вещей» реализуется при поддержке инвестиционного фонда «Самрук-Казына».
Онлайн-открытие счёта для бизнеса
Используйте доступные возможности
в несколько кликов
«Экономика простых вещей» – это государственная программа, которая позволяет бизнесменам получать льготные кредиты для развития своего дела. По факту, программа затрагивает сразу две задачи:
Проект распространяется не на любые товары и услуги, а только на те, которые пользуются ежедневным спросом у казахстанцев, но при этом не нуждаются в финансировании в глобальных масштабах. Эти товары и услуги объединены условным понятием «простые вещи». Так, перечень товаров в рамках «Экономики простых вещей» включает одежду и обувь, еду, стройматериалы.
В эту группу входят и такие важные услуги, как строительство социальных объектов – школ, детских садов и др.
Рассчитывать на льготное кредитование могут компании разного масштаба – как малый, так
и крупный бизнес, который работает в приоритетных отраслях (производство продуктов, промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции и др.). Однако компания должна соответствовать определённым требованиям:
Программа работает сразу по двум направлениям. Во-первых, предприниматели могут оформить кредит с минимальной ставкой. Во-вторых, им предлагается субсидирование. Иными словами, одну часть вознаграждения бизнесмен погашает самостоятельно, а другую – равную выплаченному – за него выплачивает государство.
Разберём на конкретном примере. Так, многие банки предлагают кредитование бизнеса со ставкой 21,25%. Из них 13,25% погашает государство, а остальные 8% – сам предприниматель.
Заёмные средства позволяют эффективно решать задачи, которые стоят перед бизнесом. Так, предприниматель может:
Кредит для растущего бизнеса
Развивайте бизнес на выгодных условиях!
Верхний лимит финансирования не может превышать 5 миллиардов тенге, при этом сумма финансирования определяется исходя из потребности заёмщика и анализа его платёжеспособности банком.
Ставка вознаграждения состоит из нескольких составляющих: это базовая ставка, установленная Национальным банком Республики Казахстан + 4,5%. Как уже упоминалось, предприниматель оплачивает при такой схеме только 8% вознаграждения, а 13,25% вознаграждения оплачивает государство.
Субсидирование рассчитано на 5 лет (если кредит направлен на инвестиционные цели). А при кредитовании на пополнение оборотных средств – не больше 3 лет.
Выделяют базовые и дополнительные требования.
Базовое требование одно: в течение двух лет использования кредитных средств бизнесмен должен улучшить экономические показатели бизнеса: нужно увеличить прибыль на 10%, а также повысить зарплату специалистам или расширить штат работников.
Также выделяют 6 дополнительных требований:
Шаг 1. Предприниматель подаёт заявку в банк.
Шаг 2. Банк направляет бизнесмену письменный ответ с подтверждением того, что он готов выдать льготный кредит.
Шаг 3. Бизнесмен отправляет заявку в Фонд «Даму». Выполняется онлайн двумя способами – через официальный сайт Фонда или через портал электронного правительства Egov.kz.
Шаг 4. Нужно подождать, пока Фонд примет своё решение.
Шаг 5. В случае положительного решения предприниматель заключает договор – как с Фондом, так и с банком.
Претендовать на льготное кредитование не могут:
Программа «Экономика простых вещей» – это отличная возможность для развития бизнеса. Однако предпринимателям стоит помнить, что проект предусматривает исключительно целевое расходование средств. Это значит, что тратить кредитные деньги можно только на те пункты, которые прописаны в бизнес-плане. Причём все траты должны быть подтверждены накладными и чеками – это важно для проверки. Если же бизнесмен использует деньги ненадлежащим способом, субсидия аннулируется. А предпринимателю придётся возместить государству расходы.
Бизнес, который работает с наличными деньгами, регулярно сталкивается с необходимостью их доставки в банк. Однако транспортировка крупных сумм попросту небезопасна – гарантировать сохранность перевозимых средств помогут инкассаторские услуги.
При заключении сделок, которые сопряжены с финансовыми рисками (например, покупка квартиры в рамках долевого строительства), используют счет эскроу. Он призван защитить интересы сторон в форс-мажорных обстоятельствах, сохранить деньги и снизить вероятность злоупотреблений участниками сделки. Эскроу может открыть как физическое, так и юридическое лицо, ИП.